Форум » Библиотека » Колбас В.С. «К чему слова?» (Об одном стихотворном экспромте В.В.Каменского) » Ответить

Колбас В.С. «К чему слова?» (Об одном стихотворном экспромте В.В.Каменского)

admin: Колбас Владимир Сергеевич, редактор газеты «Структура» Ассоциации непрерывного гуманитарного образования «XXI век» «К чему слова?» (Об одном стихотворном экспромте В.В.Каменского) Василий Васильевич Каменский (1884–1961гг.), поэт, художник, в молодости – футурист и один из первых русских пилотов, был тесно связан с театром (он автор нескольких пьес и либретто к оперным спектаклям) и искренне любил театральное искусство, в частности, оперу и балет. Долгие годы В.В.Каменский поддерживал творческие и дружеские отношения с труппой Пермского (тогда – Молотовского) театра оперы и балеты, а в годы Великой Отечественной войны – и с артистами ленинградского балета, эвакуированными на Урал, в их числе – с Т.М. Вечесловой. Имя Татьяны Михайловны Вечесловой (1910–1991гг.) хорошо знакомо любителям театрального искусства. Артистка балета, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР, она, выступая с 1928 года на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне ему возвращено прежнее название – Мариинский), создала образы, отмеченные изяществом, отточенностью танцевальной формы, артистическим дарованием: Гюльнара («Корсар» А.Адана), Джульетта («Ромео и Джульетта» С.В.Прокофьева), Зарема («Бахчисарайский фонтан» А.В.Асафьева), Золушка («Золушка» С.В.Прокофьева), Китри («Дон-Кихот» Л.Ф.Минкуса), Лиза («Тщётная предосторожность» П.Гертеля), Нунэ («Гаянэ» А.И.Хачатуряна), Паскуала («Лауренсия» А.А.Крейна), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П.И.Чайковского), Тао Хоа («Красный мак» Р.М.Глиэра), Татьяна («Татьяна» А.А.Крейна), Эсмеральда («Эсмеральда» Ч.Пуни)… О самом важном и самом главном в своей жизни и творческой судьбе Татьяна Михайловна Вечеслова рассказала в своих книгах: «Я – балерина» (она была опубликована в 1964 году и переиздана в 1966 году) и «О том, что дорого», которая вышла из печати в Ленинградском отделении издательства «Советский композитор» в 1984 году. Некоторые страницы воспоминаний балерины посвящены Перми. В этот далёкий уральский город, который тогда носил имя Молотова, в трудные годы Великой Отечественной войны был эвакуирован Ленинградский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени С.М.Кирова. Т.М.Вечеслова с благодарностью пишет: «Нам, ленинградцам… руку помощи протянула Пермь, приютивший, накормивший, отогревший нас город. Я связана с этим городом духовно навсегда»[1]. Пермь радушно встретила эвакуированных ленинградцев. Пермяки окружили их вниманием, любовью и уважением, их творчество приняли с глубоким и искренним интересом. «Тёплое, замечательное гостеприимство видели мы от партийных и общественных организаций города, – вспоминает Т.М. Вечеслова. – С нами делили свой кров простые люди Перми: многим пришлось потесниться, отказывая себе в самом необходимом… Мы всегда чувствовали тепло зрительного зала и в ответ старались отдать все наши силы, творческую фантазию, душу и сердце!» [2] Находясь в Перми, ленинградский театр жил в напряжённом творческом ритме. Свидетельство тому – его репертуар: «Бахчисарайский фонтан», «Баядерка», «Гаянэ», «Дон-Кихот», «Жизель», «Лауренсия», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Тщётная предосторожность», «Эсмеральда». «Таким репертуаром, – с обоснованной гордостью пишет Т.М. Вечеслова, – можно было бы гордиться и в мирное время!» [3] Конечно, были и тяжёлые будни военного времени: участие в посевной и уборочной кампаниях, дежурство в госпиталях, изготовление декораций и костюмов. Были и шефские концерты в составе фронтовых бригад, и гастроли в Челябинске и Свердловске (ныне – вновь Екатеринбург) с большими концертными программами [4]. Забота о хлебе насущном и организации элементарного быта тоже требовали и времени, и душевных и материальных затрат. Тележурналист Татьяна Алексеевна Кетегат, заслуженный работник культуры Российской Федерации, рассказывала мне, что в один из послевоенных приездов в Пермь Т.М.Вечеслова вспоминала, как её подруга Галина Уланова (позже она станет народной артисткой СССР, дважды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и четырежды Сталинской, или Государственной премии СССР), перегнувшись за перила лестничного марша в гостинице «Центральная» (на улице Карла Маркса, обретшей недавно своё исконное историческое название – улица Сибирская), где жили эвакуированные ленинградские артисты, кричала уходящей на репетицию подруге: «Таня! В буфет хвосты привезли! На тебя очередь занимать?». Оказывается, и этот эпизод с коровьими хвостами дорог Т.М.Вечесловой и сохранился в памяти. Выступая в 1969 году по Пермскому телевидению, Т.М.Вечеслова говорила, что частым гостем театра был Василий Васильевич Каменский [5]. В её архиве сохранился «клочок бумаги» за 1942–1943 годы с четверостишием (это, скорее всего, экспромт) В.В.Каменского, который, уточняет балерина, «очень хорошо ко мне относился»: К чему слова? Зачем слова? Прекрасна так Вечеслова! Сообщая мне об этом факте в письме от 24 марта 1984 года [6], Т.М.Вечеслова, к сожалению, не расставила знаков препинания в тексте В.В.Каменского, поэтому я вынужден сделать это сам, но не уверен, что принятое мною решение соответствует авторской воле писателя. Эти строки, случайно сохранившиеся с военного лихолетья, напомнили Т.В.Вечесловой такую далёкую и столь близкую Пермь. Вновь приехав в наш город в 1972 году (прославленная балерина была назначена председателем Государственной экзаменационной комиссии Пермского хореографического училища), она не могла не пройтись по улицам города, не взглянуть на Каму. «…Я вышла на набережную. Я не узнавала города, – делится впечатлениями Т.М. Вечеслова. – Красивый мост светился вечерними огнями. Он намного длиннее невских мостов. По просторной набережной гуляли люди, воздух был тёплым, ласковым, летний вечер был необыкновенно хорош и тих. Кама несла свои воды спокойно, величаво, по ней скользили белоснежные пароходы с празднично одетыми пассажирами, и казалось, что никогда не было войны…» И далее: «Я бродила по городу. Современные постройки, открытые кафе, зелёные бульвары, цветы… Но вдруг свернёшь с главной улицы – в проулочке мелькнёт деревянный домишко с палисадником, с покривившейся скамейкой под рябиной, и защемит сердце: видишь приметы старого русского города. Это как лицо давнего друга. Черты его изменились. Но вдруг появится улыбка, набежит морщинка, и узнаёшь знакомое, родное лицо» [7]. Татьяна Михайловна побывала в своём бывшем номере 113 на пятом этаже гостиницы-«семиэтажки» (так пермяки именуют гостиницу «Центральная»), здесь «в один из морозных уральских вечеров… стоя на кровати, с бьющимся от волнения сердцем писала во всю стену красными огромными буквами: «18 января, 1943 год! Прорыв блокады Ленинграда!!!» Через три дня после этого события Т.М.Вечеслова выехала с бригадой артистов на Ленинградский фронт [8]. Да, наш город стал родным Татьяне Михайловне Вечесловой, как и другим артистам и писателям многолюдной колонии эвакуированных из Москвы и Ленинграда (теперь и он носит другое имя – Санкт-Петербург). В Перми они нашли и кров, и друзей. Добрым другом для многих из них стал «король футуристов» Василий Васильевич Каменский. 1. Вечеслова Т.М. «О том, что дорого: Воспоминания». – Л.; 1984г., с.83. 2. Там же. 3. Там же. С.84–85. 4. Там же. С.86. 5. Рукопись выступления Т.М. Вечесловой на Пермском телевидении в 1969 году хранится в моём личном архиве. Документ этот подарен мне накануне переезда в Москву тележурналистом Т.В. Кокшаровой. 6. Письма Т.М.Вечесловой, в том числе и это, хранятся в моём личном архиве. 7. Вечеслова Т.М. «О том, что дорого: Воспоминания». – Л.; 1984г., с.98–99. 8. Там же. С.97–98. Опубл.: К 120-летию В.В.КАМЕНСКОГО (1884-2004гг.) МАТЕРИАЛЫ ОБЛАСТНЫХ ЮНОШЕСКИХ ЧТЕНИЙ (16 апреля 2004г.). - Пермь, 2004. - С.11-14.

Ответов - 0



полная версия страницы