Форум » Библиотека » Зиновьев А.П. Cтатьи по истории школы № 137 и гимназии № 2 г.Перми » Ответить

Зиновьев А.П. Cтатьи по истории школы № 137 и гимназии № 2 г.Перми

admin: Был одно недолгое время - я работал в школе № 137 и собирал материалы для создания школьного музея, посвящённого истории самой школы. Насобирал кучу барахла, родил пару статеек. Но дальше моего желания и желания директоров ничего не пошло. Здесь выложу опубликованные статьи по проделанной мною работе. Может кому будет интересно. Хотелось бы найти заинтересованных помощников и искренних друзей В октябре 2002 года муниципальному общеобразовательному учреждению «Гимназия № 2» исполнилось десять лет. Казалось бы, юбилей небольшой, но гимназию № 2, что на Садовом, знают и в районе, и в городе. Образована гимназия № 2 была на базе общеобразовательной школы № 137 Мотовилихинского района г.Перми(1), хотя и сама средняя школа № 137 имеет небольшую историю – она начала работать в 1991 году. А через год, 1 сентября 1992 года, впервые открыла двери для учеников всего города гимназия № 2. Прошло десять лет, десять трудных и интересных лет. Коллектив гимназии и школы работал. Год за годом уходили из этих стен в большую жизнь выпускники. Было проведено десять «Последних звонков» и выдано 693 аттестата о получении среднего образования в гимназии № 2 и школе № 137. А сколько было интересных мероприятий и разных событий! Так, в 1999 году в гимназии был создан школьный этнографический музей «Быт народов Прикамья». Его организатор и руководитель – учитель истории Людмила Констан-тиновна Перевалова. В фондах музея хранятся предметы быта и хозяйства крестьян Прика-мья конца ХIХ–ХХ веков: иконы, орудия прядения и ткачества, шитья и глажения, традици-онный женский костюм, деревянная, берестяная и глиняная посуда, осветительные приборы, кузнечные изделия, произведения современных мастеров народных промыслов и др.(2) Однако директор гимназии № 2 Людмила Андреевна Суханова и директор школы № 137 Сергей Геннадьевич Суханов не остановились на этом: им очень хотелось иметь ещё один музей – музей гимназии № 2. Было предпринято несколько попыток, не очень результативных. Но желания создать музей не убавлялось. И вот – новая попытка. С сентября 2002 года начался сбор материалов для предполагаемого музея гимназии № 2. Известно, история любой школы – это жизнь и труды учителей и выпускников, которыми школа гордится, которых школа помнит. Стоит, например, рассказать о том, что выпускница гимназии 1996 года Любовь Чулакова стала интересным и самобытным художником. Она проиллюстрировала лириче-скую поэму английской писательницы Дженни Луис «Когда я стала амазонкой»(3). Это был её первый опыт художника-иллюстратора. На презентации книги, состоявшейся в Пермской областной библиотеке имени А.М.Горького, присутствовали: иллюстратор книги Любовь Чулакова, автор поэмы Дженни Луис, переводчица Наталья Дубровина, редактор Надежда Гашева. Английская поэтесса тепло отозвалась об иллюстрациях молодой художницы, ныне живущей в Санкт-Петербурге. Поэтому и сбор материалов ведётся по трём основным направлениям: 1) составляются списки и собираются документы и музейные экспонаты о педагогическом и административном коллективах гимназии № 2 и школы № 137; 2) составляются списки и собираются документы и музейные экспонаты о выпускниках гимназии № 2 и школы № 137; 3) собираются материалы о результатах деятельности гимназии № 2 и школы № 137. Первый раздел включает в себя работу по сбору биографических материалов по всем учителям и руководителям различных коллективов (в данном случае – по системе дополнительного образования в школе). Важно выявить всех людей, которые работали в гимназии № 2 и школе № 137 и вносили свой вклад в воспитательный и учебный процесс. Второй раздел включает работу по выявлению и поиску всех учащихся гимназии и школы: выпускников 9-го и 11-го классов, а также тех, кто проучился в гимназии и школе недолго по разным причинам. (Кстати, именно эта категория учащихся чаще всего выпадает из поля зрения исследователей, хотя известно, что и среди них есть интересные люди, кото-рыми можно гордиться). Важно проследить судьбы выпускников гимназии и школы (особенно первых лет). Определённый интерес представляют медалисты, поскольку дальнейшая судьба их заинтригует многих. Сумели ли они реализовать свой потенциал? Кем стали? Чего добились в жизни? И добились ли? Третье направление даёт возможность увидеть не только общие направления развития гимназии и школы, но и их особенности. Здесь важно обратить внимание на сбор материалов: • об учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности педа-гогического и административного коллективов гимназии и школы (сотрудничество с вузами, педагогические конференции, семинары-совещания, съезды, конкурсы и др.), • об учебно-исследовательской работе учащихся гимназии и школы (научно-практические конференции, олимпиады, экспедиции и др.); • о широком использовании информационных технологий (web-страницы, презентации, электронный журнал и др.); • о функционировании системы дополнительного образования детей на базе гимназии и школы. Параллельно со всей этой работой идёт формирование фондов фото-, фоно-, видео- и изобразительных материалов, а также фонда печатных изданий (пока ещё крайне малочисленных). Самая сложная задача состоит в том, чтобы найти адекватную форму подачи собираемого материала. Хотелось бы заинтересовать работой музея гимназии № 2 и школы № 137 учителей, учеников, родителей, наших многочисленных гостей, и найти в их лице не только посетителей музея, но заинтересованных помощников и искренних друзей. Есть и другой аспект проблемы – сохранность фондов и самого музея. К сожалению, история музеев учебных заведений (как, например, по истории школы № 107, «Родное Прикамье» в школе № 109, Уральского добровольческого танкового корпуса в лицее № 30, ВАТУ имени Ленинского комсомола и др.) показывает, что время их существования зависит от заинтересованных людей (как правило, их создателей), с уходом которых заканчивается и сама жизнь музея. Экспонаты, в лучшем случае, передаются в государственный музей или перекочевывают на хранение к их создателям. В худшем случае, музей гибнет, гибнут и экспонаты, зачастую представляющие историческую и художественную ценность. Что получится у нас – покажет время. Хочется верить, что музей гимназии № 2 и школы № 137 будет. И век у него будет долгий. Примечания: 1 См.: Информационный материал о работе МОУ «Гимназия № 2» г.Перми. – Пермь, 2002. 2 Музей «Быт народов Прикамья» гимназии № 2 // Музеи Пермской области: Информ.справочник. – Пермь, 2002. – Вып.2: Музеи образовательных учреждений. – С.20. 3 Луис Д. Когда я стала амазонкой: Поэма. – Пермь, 2002. 10-12 ноября 2002 г. Опубл.: Пермь: прошлое и настоящее. История коллекций и коллекционирования: Мат-лы молодёжной науч.- практ. конф. (29-30 ноября 2002 г.). – Пермь, 2002. – Кн.1. – С.73-75.

Ответов - 1

admin: Рукотворные странички истории (Стенные фотогазеты школы № 137 и гимназии № 2) Людям старшего поколения хорошо известен такой вид печати как стенная газета. В каждой школе, в каждом классе, во всех вузах, училищах и техникумах выпускались свои стенные газеты, выход которых был праздником. Ибо делались эти газеты людьми талантливыми и неравнодушными. Выпускались стенные газеты оперативно, а вот читались долго. Случалось, и старые номера приходилось вновь вывешивать – таков был неподдельный спрос на стенную печать. Бывало, материалы газет вызывали споры, случались и скандальные истории, когда эти газеты по указанию администрации снимались со стен. Да, и так было. К сожалению, газеты эти плохо хранились, найти их в настоящее время – большая проблема. А они не только свидетели ушедшей эпохи, стенные газеты ещё и очень интересный и информативный исторический источник. 30 октября 2003 года в пермской муниципальной гимназии № 2 – находится она в жилом микрорайоне Садовый – состоялась презентация выставки «Рукотворные странички истории». В экспозиции представлены стенные фотогазеты, отражающие историю школы № 137 (ныне расформированной) и открывшейся на её базе гимназии № 2 за 1991, 1992 и 1993 годы. Фотогазеты выпускались под руководством учителя географии В.В.Мартемьянова. Владимир Владимирович Мартемьянов родился в городе Молотове (Перми) в 1956 году. Учился в средней школе № 60. В школьные годы увлекался гимнастикой, принимал участие в различных спортивных соревнованиях и праздниках. Помимо спортивной секции занимался в фотостудии городского дворца пионеров и школьников, которая находилась в здании бывшего детского клуба «Муравейник». Успешно выступал на городских и областных фотоконкурсах, где неоднократно получал награды. Так, например, Владимир Владимирович был призёром международного детского фотоконкурса «Зоркий-Дружба-50». Участвовал в работе литературно-политических агитбригад, которые выступали в Пермском академическом театре оперы и балета им. П.И.Чайковского, во дворцах культуры – имени Я.М.Свердлова и имени М.И. Калинина, – когда отмечались юбилеи пионерии и комсомола. Закончил Свердловский горный институт им. В.В.Вахрушева (ныне – академия), а также прошёл артековскую школу вожатых. В студенческие годы во время экспедиций объездил почти весь Советский Союз: был в Казахстане, на Южном Урале, в Краснодарском крае и в Забайкалье. Совершил более ста научно-исследовательских и туристских походов по Пермской области. Работал фотокорреспондентом в газете «Разведчик недр», печатался в районных, областных и республиканских газетах. Написал монографию «Исследование рельефа граней кристаллов уральских изумрудов». Когда В.В.Мартемьянов пришёл работать в школу № 137, он, будучи журналистом, и организовал вместе с учащимися выпуск стенных фотогазет. В.В.Мартемьянов вспоминает: «Была возможность посещать уроки, мероприятия, был хороший фотоаппарат, фотолаборатория, была оплата фотоматериалов, было желание самовыразиться. Появился свой класс [имеется в виду классное руководство. – А.П.] – фотогазеты стали более целевые, появились фотогерои. В первые годы становления школы фотогазеты были редким источником информации в коридоре. Это сейчас все стены «информационны». Что же привлекло В.В.Мартемьянова в стенной фотогазете? Чем она для него была интересна? На эти вопросы он отвечает так: «Оперативность (на следующий день после события). Интересные сюжеты (динамичные, а не статичные). Каждая газета – новый цветовой фон, заголовок! Интересные подписи-комментарии (информация + юмор). Нестандартность оформления (газета длиной пять метров, газета на объёмном многограннике и т.п.)». И добавляет: «Отсутствие цензуры (самоцензура!). Первая же попытка что-то запретить была обыграна в следующем номере фотогазеты. Было найдено несколько фотомоментов, за которые не стыдно и сейчас, спустя годы. Постоянно приходилось что-то сочинять, чтобы газеты были привлекательными». И действительно, тематика сохранившихся фотогазет (25 выпусков) разнообразна: «Накануне» (сентябрь 1991 г., о последних днях строительства школы), «Так начинается школьная жизнь» (сентябрь 1991 г., о первых днях новой школы № 137), «Один день и вся жизнь» (23 сентября 1991 г., это своеобразный фотодневник одного дня школы), «Посвящение в гимназисты» (5 октября 1992 г.), «Первый последний звонок» (1992 г.), «Выпуск – 92» (4 июля 1992 г.), «Педсовет… Педсовет? Педсовет!» (декабрь 1992 г.), «Они были первыми» (25 мая 1993 г., о выпуске первых гимназистов), «1 сентября» (1992 г.), «Привет, олимпиада!» (без даты, номер посвящён олимпиаде по экономике). «Школьные стенные газеты, – делится своими наблюдениями директор гимназии № 2 Людмила Андреевна Суханова, – это очень интересная сторона сотрудничества в нашей гимназии. Именно сотрудничества – взаимного сотворчества педагогов и учеников, старших и младших, взрослых и детей. Благодаря этому взаимодействию у нас в гимназии всегда появлялись очень интересные настенные фотогазеты, которые мы очень любим и всегда ждём их появления». Что можно сказать в заключение? Выставка стенных фотогазет «Рукотворные странички истории» вызвала живой интерес у гимназистов, их родителей и учителей. Каждый из них может найти на страницах фотогазет знакомые лица: учителя – своих коллег, лю-бимых и некогда нерадивых учеников, гимназисты – своих учителей, старших сестёр и братьев, а родители – и тех, и других. Годы быстро летят. Фотогазеты школы № 137 и гимназии № 2 стали фактом истории. И документальным источником для будущих исследователей истории народного образования города Перми. 8 ноября 2003 г. Опубликовано: Пермь: прошлое и настоящее. Твоё родословное древо: Мат-лы науч.-практ.конф. (5-6 декабря 2003 г.). – Пермь, 2003. – С.42-43.



полная версия страницы