Форум » Библиотека » КОЛБАС В.С. Несколько слов о Викторе Астафьеве » Ответить

КОЛБАС В.С. Несколько слов о Викторе Астафьеве

admin: В. С. КОЛБАС Несколько слов о Викторе Астафьеве Как-то В. П. Астафьев заметил: «Жизнь состоит из встреч и разлук. И встречи и разлуки бывают разные, как разны и люди, с которыми встречаешься и разлучаешься» [1]. Я не был, к сожалению, лично знаком с Виктором Петровичем Астафьевым, хотя встречи с ним – заочные – были. Правда, однажды я видел его на одном из совещаний. Дело было в конце 1960-х годов. Я тогда работал в книжном магазине № 11, который располагался на улице Мира, 65, и начальство наше (к слову, из лучших побуждений) постоянно организовывало для продавцов книжных магазинов города Перми и области всевозможные совещания, семинары и прочие собрания. Помимо обсуждения чисто производственных вопросов, на этих совещаниях часты были встречи с писателями: Л. И. Давыдычевым, А. М. Домниным, А. Д. Крашенинниковым, Л. Н. Правдиным и другими. Вот на одно из таких совещаний и пригласили В. П. Астафьева. Все эти мероприятия проходили, как правило, в Доме журналиста или в Доме учителя, актовом зале книжного магазина «Мысль» и реже в конторе Пермского облкниготорга – все на улице Карла Маркса (ныне Сибирской). Точно не припомню тему того совещания. Хотя, вне всякого сомнения, оно было посвящено организации и состоянию книжной торговли в Перми. Кто выступал из книгопродавцев, я не помню: в те годы был штатный круг выступающих, выходивших на трибуну каждый раз и на каждом совещании. А на этом «книготорговом форуме» произошло нечто неожиданное. Слово предоставили писателю, имя которого тогда мало кто знал. По крайней мере, всероссийского масштаба известности у В. П. Астафьева в те годы еще не было. Не на трибуну, а перед рядами кресел, встал среднего роста скромно одетый человек. Говорил он о многом. Запомнилось же одно: его рассказ о высокой культуре обслуживания в ресторанах, кафе, гостиницах и, что было особенно интересно, о работе продавцов в книжных магазинах за рубежом. Они, говорил В. П. Астафьев, не наблюдают бдительно за покупателями, а помогают им в выборе книги, консультируют клиента, активно предлагают ассортимент, который, в отличие от советского, был огромен. То есть В. П. Астафьев тогда говорил о том, к чему пришла российская книжная торговля в наши дни, – примером тому может служить пермский книжный магазин «Библиосфера». Собирая материалы о деятелях культуры Прикамья, я делал вырезки из газет, журналов, сборников. Узнав об этом, сотрудник Пермского государственного архива Леон Сергеевич Кашихин предложил мне все материалы В. П. Астафьева и об В. П. Астафьеве передать в ГАПО, в личный фонд писателя. Поразмышляв, я согласился и передал некоторые опубликованные произведения В. П. Астафьева и статьи о нем на государственное хранение. Однажды Л. С. Кашихин показал мне перекидной календарь В. П. Астафьева за 1976 год, переданный писателем в ГАПО с остальными документами личного архива. Л. С. Кашихин спросил, что делать с этим даром – перекидным календарем. А Леон Сергеевич любил проверять архивистов на прочность, удостоверяться в их трепетном отношении к архивному документу, зная (к сожалению, из горькой практики), что некоторые архивисты способны списать, выбросить, уничтожить документ, который, по их мнению, не представляет никакого интереса для истории. Я предложил при обработке фонда В. П. Астафьева, чтобы не перегружать его, оставить только те листы календаря, на которых имелись пометки писателя. В настоящее время 32 листа из этого календаря с пометками В. П. Астафьева хранятся в ГАПО в его личном фонде р-1659 [2]. И, конечно, были встречи с книгами В. П. Астафьева. Творческой удачей писателя стала повесть «Последний поклон». Книга, вышедшая в Перми в 1968 году тиражом 30 000 экземпляров, была великолепно оформлена А. Г. Мотовиловым в соавторстве с женой – В. А. Мотовиловой. Выход этой книги стал заметным явлением и в культурной жизни Перми. Помню, как книга прекрасно расходилась в нашем книжном магазине. Каждую неделю мы заказывали ее по 200 – 300 экземпляров. Это был успех – и писателя, и художников, и издателей. Искусствовед, кандидат исторических наук Л. Ф. Дьяконицын чутко уловил этот момент. Во вступительной статье к каталогу областной художественной выставки, посвященной 50-летию ВЛКСМ, он отметил: «Дружно и как всегда увлекательно выступили пермские иллюстраторы. Особенно хороши детские и «потешные» книги Владимира Вагина, Светланы Можаевой, изящные ансамбли Маргариты Тарасовой и каллиграфически изысканные издания в оформлении Алексея Мотовилова. Своим искусством они приумножили славу пермских писателей и высоко подняли престиж нашего областного издательства. Пермская книга, живая и разноликая, сделалась предметом собирательства, предметом искусства» [3]. Книга эта была дорога В. П. Астафьеву. И, наверное, не потому даже, что была удостоена в 1969 году диплома второй степени на Всероссийском конкурсе «Искусство книги», а потому, смею предположить, что писатель в художнике нашел соавтора, единомышленника. В очерке «Русская мелодия», который опубликован в каталоге посмертной выставки А. Г. Мотовилова, Виктор Петрович писал: «Я держу в руках книгу – мою повесть «Последний поклон». «Мою» – говорю я и задумываюсь: какая же она моя, когда ушла от меня и принадлежит смутно мною видимому читателю, лицо которого я пытаюсь и не могу себе представить, ибо многолик он, наш читатель, и «моей» повесть была до тех пор, пока я работал ее, писал, выдумывал. Я и заглядываю-то в нее теперь редко, по необходимости, и заглядываю, как правило, в первое издание книги, осуществленное Пермским издательством в 1968 году. Что же влечет меня к этой книге? Чем она, уже «ушедшая», дорога мне? А тем, что есть у нее еще один автор – художник Алеша Мотовилов. Это он сделал из моей повести книгу, а до этого она была просто рукописью, напечатанной на машинке. Сейчас же она «построена», как дом: в ней есть крыша, крыльцо, сени и даже кружевные занавески на окнах, а дом весь заселен народом, птицами, скотом. Есть тут и лес, и горы, и река... Всему этому существуют специальные названия: обложка, форзац, фронтиспис, титул... Но как не подходят, не годятся эти слова для книги, построенной Алешей, – настолько она одухотворена, мелодична и красива... Алеша вместе со своей женой Верой долго работал над моей книгой» [4]. Знакомство с художником В. И. Захаровым-Холмским, живущим ныне в Магнитогорске, способствовало встрече с другой книгой В. П. Астафьева – «Дядя Кузя, куриный начальник». Издана она была Пермским книжным издательством в 1969 году тиражом 75000 экземпляров и проиллюстрирована В. И. Захаровым-Холмским. Поскольку я был частым гостем в мастерской художника, работа над книгой проходила на моих глазах. Честно скажу: иллюстрации мне не понравились. Только сейчас, спустя годы, понимаю, что художник придал этой книжке В. П. Астафьева неповторимое лицо. А у меня на память остался на книге автограф художника: «Володе Колбасу с пожеланием всего доброго. Вен. Захаров-Холмский. 15 марта 1969 г., г. Пермь». 29 июля 1983 года я обратился к писателям В. А. Каверину, Н. И. Букину и В. П. Астафьеву с просьбой сообщить для собираемой мною коллекции материалов о деятелях культуры свои биографические данные и, в частности, написать о пермских страницах своей жизни и творчества. К слову, все трое ответили мне. А Виктор Петрович, как я узнал позже, вообще отличался особо добрым отношением ко всем пермякам. Из Красноярска я получил его коротенькое письмо: «Уважаемый Владимир Сергеевич! Я не совсем здоров и безмерно загружен – возьмите в библиотеке мою книгу «Посох памяти», и в ней Вы найдете все, что Вас интересует. Желаю успехов и здоровья! Кланяюсь – Виктор Петрович (В. Астаф...) 16 августа 1983 г., село Овсянка». Я, разумеется, разыскал книгу В. П. Астафьева, вышедшую в Москве в издательстве «Современник» в 1980 году в серии «О времени и о себе». В ней Виктор Петрович писал: «Я считаю свою литературную судьбу удачливой. Некоторые друзья называют меня «литературным баловнем», и в этом, пожалуй, есть резон. Посудите сами: уже после первого рассказа руководительница Пермской писательской организации, по какому-то «высшему» совпадению носившая одинаковую с моим школьным учителем фамилию – Рождественская Клавдия Васильевна, так ко мне прониклась, что «под чернильницу» – как принято говорить среди литераторов – добилась для меня издательского договора, и в 1953 году вышла моя первая книжка в Перми – сборник рассказов «До будущей весны». Пермское издательство, отделение Союза писателей, старшие товарищи много сделали для меня. Разумеется, не последнюю роль сыграла и играет в моей писательской судьбе моя истовая работоспособность, которую, к счастью, я не утратил и по сей день» [5]. К сожалению, Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни. В моей же памяти сохранились эти крупицы воспоминаний. ______________ 1 Астафьев В. П. Посох памяти. - М., 1980. – С. 7. 2 ГАПО, ф. Р-1659, оп. 1, д. 450. 2 Областная художественная выставка, посвященная 50-летию комсомола: Каталог / Авт. вступ. статьи и сост. Л. Ф. Дьяконицын. - Пермь, 1969. - С. 9. 4 Астафьев В. П. Русская мелодия // Алексей Мотовилов: Каталог произведений. - Пермь, 1973. – С. 34. 5 Астафьев В. П. Посох памяти. – М., 1980. – С. 30.

Ответов - 0



полная версия страницы