Форум » Библиотека » Колбас В.С. «Глубина человеческой души измеряется памятью её о прошлом…» » Ответить

Колбас В.С. «Глубина человеческой души измеряется памятью её о прошлом…»

admin: «Глубина человеческой души измеряется памятью её о прошлом…» В.С.Колбас, председатель Пермского городского отделения ВООПИиК Писатель и специалист по античному мореходству и судостроению А.Б. Снисаренко в пароде – в предисловии к своей книге «Эвпатриды удачи: Трагедия античных морей» (Л., 1990) совершенно справедливо заметил: «Вся история человечества – это история гибели памятников культуры. Не все они были великими, но все интересны и ценны для нас, потомков». И далее, процитировав французского моралиста Жана де Лабрюйера: «Мы, такие современные сегодня, через несколько веков будем древними», добавил: «Мужая, человек уничтожал свои игрушки, и теперь мы грустим о детстве рода человеческого на развалинах собственной колыбели – в Карнаке и Кноссе, в Афинах и Карфагене, в Александрии и Риме. Горели города, пылали архивы. Остальное довершило время…» Погибали и кладбища. «Веками люди хоронят на них своих близких, приходят на могилы. Но иногда, в периоды исторических потрясений, традиционный уклад рушится. Меняется общественное сознание, становится иным состав населения – и связь поколений ослабляется. Потомки перестают посещать могилы предков. Такие кладбища есть (или недавно еще были) в каждом городе. Как правило, – пишут исследователи петербургских некрополей А.В. Кобак и Ю.М. Пирютко, – их судьба складывалась трагично». Не стал исключением в этом отношении и наш город. Так, в Перми разрушено Архиерейское кладбище – здесь теперь находится Пермский зоосад, на Балатовском кладбище построен Дворец культуры Гознака (в настоящее время – Областной дворец культуры), Верхнемуллинское сельское кладбище было превращено в карьер, песок из которого вывозился на строящийся завод № 19 (теперь – АО «Пермские моторы»), кладбище полностью уничтожено. Такие примеры можно приводить во множестве, начиная с древнейших времён и заканчивая недавним прошлым. «Старые кладбища, как и памятники архитектуры, живописи, литературы, – совершенно справедливо считает исследователь московских некрополей А.П. Жигулёвцева, – являются частью историко-культурного наследия нашего народа. На них покоится прах множества людей, имена которых вписали яркие страницы в историю государства Российского». Таким историко-культурным памятником является Егошихинское, или Разгуляйское, кладбище, старейшее из сохранившихся кладбищ на территории Перми. Об историко-культурном значении этого кладбища для нашего города, для патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения можно судить по книгам журналиста и краеведа В.Ф. Гладышева «Над Стиксом: Пермская эпитафия» (Пермь, 2000) и «Перми старинное зерцало: История Перми в зеркале некрополя» (Пермь, 2001), а также по опубликованному труду краеведа и генеалога В.В. Голубцова «Пермский некрополь» (Пермь, 2002), который по архивным рукописям подготовила к печати московский историк Л.С. Рафиенко. Тиражи их разошлись моментально, а потребность в этих книгах не убывает. Поэтому было бы желательно эти книги переиздать достойными тиражами. В одном из неоконченных стихотворений А.С. Пушкин писал, что без любви «к родному пепелищу» и «к отеческим гробам», «земля была б без них мертва», она была б пустыней «и как алтарь без божества». «Глубина человеческой души измеряется памятью её о прошлом… А беспамятные люди всё равно что бессовестные», – однажды отметил в своем дневнике М.М. Пришвин. Злая судьба была уготована Егошихинскому кладбищу беспамятными и бессовестными людьми в начале 1930-х годов. На холме между речкой Егошихой и ручьём Стикс, где расположено Егошихинское кладбище, они хотели, полностью уничтожив некрополь, организовать зоологический сад. Да, видимо, Бог отвёл преступные замыслы от Егошихинского кладбища – зоосад устроили в другом месте… на территории Архиерейского кладбища (!), а Егошихинское, которое оставалось до конца 1950-х годов общегородским, сохранилось до наших дней, хотя и в сильно разрушенном состоянии. Это не делало чести ни городу в целом, ни городской власти в частности. А уж тем более такое пренебрежительно-равнодушное отношение к кладбищу не красило, в первую очередь, самих жителей областного центра, которые многие годы были Иванами, не помнящими родства. Ибо молчаливо позволяли и чиновникам разного уровня, и вандалам разного пошиба разрушать как отдельные памятники, так и целые кварталы, а себе позволяли спокойно взирать, как Егошихинское кладбище медленно гибнет. Поведенческий вектор граждан города Перми поменялся несколько лет назад. Тогда по инициативе Владимира Фёдоровича Гладышева и при поддержке Пермской городской администрации и Пермского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры началось возрождение Егошихинского некрополя. Акция, получившая название «Общая память», привлекла под свои знамёна людей разного социального статуса (от пенсионеров до депутатов, от учащихся многочисленных учебных заведений до сотрудников различных предприятий), разных общественных и политических партий и движений (в акции принимали участие и коммунисты, и демократы). В деле возрождения старейшего пермского некрополя объединились православные и католики, мусульмане и иудеи, пришли старообрядцы. Огромную помощь оказывают прихожане Всехсвятского (Старокладбищенского) храма и его настоятель, протоиерей Алексий Марченко, для которого история храма и кладбища много значат – он не только духовный пастырь, он ещё и кандидат исторических наук. Начинали с малого. С субботников около Успенского и Всехсвятского храмов, с национальных кварталов, постепенно продвигаясь вглубь территории некрополя, в ходе работ велась расчистка территории Егошихинского кладбища от бытового мусора, разрушенных и безымянных надгробий, поваленных деревьев и чрезмерно разросшегося кустарника. Изменения в лучшую сторону, происходящие на Егошихинском кладбище в ходе акции «Общая память» (она проводится как общегородской субботник весной и осенью), привели к позитивным изменениям в умах горожан, они поверили городской власти, что кладбище не будет сноситься. Более того, родственники тех, кто похоронен на этом кладбище, стали не только следить за порядком и чистотой, они стали искать, находить, восстанавливать могилы своих близких и памятники на них. Так постепенно происходит нравственное выздоровление пермяков. Этому в немалой степени способствуют историко-архивные и натурные (полевые) исследования на Егошихинском кладбище, проводимые краеведом В.Ф. Гладышевым и историком В.С. Колбасом, а также сплошная перепись надгробий и создание электронной базы данных всех похороненных здесь людей. Эту работу – описано не более четверти территории кладбища – ведут под руководством ВООПИК отряды мэра Свердловского района города Перми, учащиеся гимназии имени братьев Каменских и гимназии имени С.П. Дягилева и др. И хотя работы ещё непочатый край, уже сейчас на основе собранного и обработанного материала выдаются заинтересованным гражданам справки о погребённых на Егошихинском кладбище. Приятно, когда удаётся помочь родственникам найти затерянную могилу близкого им человека, как, например, статского советника М.П. Обухова (это дед иеромонаха Серафима Хорошавина); врача А.Д. Маргаритовой; протоиерея Николая Тетюева; Героя труда РСФСР, первого директора Пермского фармацевтического училища Д.М. Михалева; владельца первой аптеки в Перми К.Ф. Боне и др. Конечно, в будущем хотелось бы видеть опубликованными эти собранные нами списки, чтобы к ним мог обратиться любой человек, желающий навести справки о людях, похороненных на Егошихинском кладбище, но, скорее всего, это дело далёкой перспективы. Особая тема – исторические захоронения. Иначе говоря, речь идёт о могилах людей, оставивших заметный след в истории не только Перми, но и всего нашего края и Урала в целом. Это – общественные и политические деятели, представители науки, искусства, культуры, купцы и церковнослужители и др. В нахождении и восстановлении их могил и надгробий имеет место глубокий смысл: мы возвращаем этим людям свою признательность, мы возвращаем им свой морально-нравственный долг за годы беспамятства. Так, в результате кропотливых и многолетних полевых исследований на Егошихинском кладбище удалось обнаружить могилы основателя целой династии известных художников, иконописца Петра Прокопьевича Верещагина, врача, историка Урала, директора народных училищ Василия Никифоровича Шишонко, поэта, журналиста и музыканта Сергея Андреевича Ильина (брата известного писателя Михаила Андреевича Осоргина), Героя Социалистического Труда полковника Франца Иосифовича Максвитиса, имя которого не встречается ни в одной книге, посвящённых героям-пермякам, и ряд других. Восстановлена была (после археологических изысканий, проводившихся под руководством кандидатов исторических наук протоиерея Алексия Марченко и П.А. Корчагина) и освящена усыпальница потомственных почётных граждан Перми отца и сына Смышляевых, чей склеп находится под алтарём Всехсвятского храма. Удалось локализовать (с большой долей вероятности) местонахождение могил архитектора Василия Васильевича Попатенко, просветителя и храмоздателя Михаила Гавриловича Сведомского (он – сын первого летописца города Перми Гавриила Филипповича Сапожникова и дальний родственник живописцев братьев Александра Александровича и Павла Александровича Сведомских) и при участии общественности установить кресты на их могилах. Новый памятник теперь находится на могиле «подвижника народной культуры», певца и дирижёра, организатора народных хоров в Пермской губернии Александра Дмитриевича Городцова. В 2004 году возвращена на своё законное место надгробная чугунная плита «проклятой дочери» – Таисии Девеллий – неподалёку от Успенского храма (правда, это новодел, оригинал находится в Пермском областном краеведческом музее). Есть и другой аспект проводимой на Егошихинском кладбище работы. Она сближает людей, помогает выявить и установить родственные связи, некогда прерванные или вообще не известные. Любопытно, наверное, что врач Александровской губернской больницы Владимир Владимирович Белоруссов, который считается одним из основателей пермской школы неврологии, он приходится родственником династии пермских врачей Головановых и… художника Александра Андреевича Иванова, чьё полотно «Явление Христа народу» является украшением коллекции живописи Государственной Третьяковской галереи. По крайней мере, о таких родственных связях утверждают родственники В.В. Белоруссова, собравшиеся на Егошихинском кладбище, чтобы восстановить крест на его могиле. Кладбище сблизило несколько поколений родственников писательницы Анны Александровны Кирпищиковой, чья могила считалась безвозвратно утраченной. Встретившись на кладбище, они не только локализовали место её упокоения, они в скором времени восстановили и саму могилу и поставили на ней добротный памятник. Оказалось, А.А. Кирпищикова приходится родственницей известным учёным из Пермского государственного (классического) университета – археологу, кандидату исторических наук Юрию Алексеевичу Полякову и доктору филологических наук, профессору Елене Николаевне Поляковой. Акция «Общая память» и проводимые работы по превращению Егошихинского некрополя в историко-культурно-природный заповедник позволили прийти к необходимости покаяния за наше беспамятство, за всё то, что происходило в нашей стране и с нашей страной, за грехи наших предшественников. Закономерным, наверное, стал тот факт, что на могиле группы белогорских монахов, погибших от рук красных в годы гражданской войны, водружён поклонный крест, освящённый отцом Алексием Марченко. К числу покаяний можно отнести и установку креста на месте предполагаемого захоронения придворных последней царицы Российской империи – графини Анастасии Васильевны Гендриковой и гофлектрисы Екатерины Адольфовны Шнейдер, расстрелянных чекистами в 1918 году. В этот же нравственный контекст вписывается и памятник на могиле Ольги Сергеевны Строльман, жены белого генерала В.О. Каппеля (помните, наверное, «психическую атаку» каппелевцев в кинофильме «Чапаев»), установка которого предполагается силами военно-исторического клуба. И все эти добрые перемены, которые происходят на Егошихинском кладбище, радуют. Значит, процесс нравственного выздоровления нашего общества от беспамятства идёт успешно. ИСТОЦНИК: http://www.voopik.perm.ru/programms/necropolis/necropolis4.html

Ответов - 0



полная версия страницы