Форум » Библиотека » Колбас В.С. Кладбища села Молёбка Кишертского района » Ответить

Колбас В.С. Кладбища села Молёбка Кишертского района

admin: «Светлые двери вечности замкнулись за тобою!» (Кладбища села Молёбка Кишертского района) В.С.Колбас, председатель Пермского городского отделения ВООПИиК Село Молёбка, раскинувшееся на холмах, разделённых рекой Молёбкой, впадающей в Сылву, один из старейших населённых пунктов Прикамья, находится в Кишертском районе, в 55 километрах от села Усть-Кишерть. В 1787 году А.Г. Демидов построил здесь металлургический завод, выплавлявший чугун и железо из местной руды. Завод просуществовал до 1904 года, когда был закрыт из-за истощения рудников. В Молёбке сохранились развалины Свято-Троицкой церкви 1806 года. До недавнего времени стояла на реке Молёбке плотина, но решили её отремонтировать и так постарались, что первый же паводок смыл её, до этого почти двести лет простоявшую. Село известно как родина генерал-лейтенанта танковых войск В.М. Алексеева. В последние десятилетия село прославилось как «Молёбский треугольник», или Молёбская зона, где, по утверждению адептов, были отмечены неоднократные проявления «инопланетного разума», «контактов», «посадок НЛО», а также фиксировались природные, труднообъяснимые аномалии, что придало Молёбке статус своего рода российской Мекки для «уфологической науки»1. В августе 2005 и в сентябре 2006 года мне довелось побывать в селе Молёбка. Целью поездки было натурное исследование молёбских кладбищ и отдельных захоронений на территории села. Организатором поездок и моим проводником был уроженец этих мест, полковник милиции Павел Владимирович Фадеев, в первый наш приезд неоценимую помощь оказал нам житель села Андрей Анатольевич Алексеев, молодой человек 1983 года рождения. В центре села, на правом берегу реки Молёбки, установлен памятник на братской могиле участников гражданской войны. На табличке указаны имена: А.Т. Беляевских (1880-1932), И.С. Беляевских (1918), В.А. Воробьёв (1920), М.Г. Григорьев (1920), Д.П. Кружевников (1879-1929). Выше, за действующим поселковым кладбищем, на краю крутого обрыва, за деревянной изгородью находится памятник в форме пирамидки, сваренный из металлических прутьев. На табличке, покрашенной в белый цвет и прикреплённой проволокой к памятнику, масляной краской выведены слова: «Красноармейцам первого Уральского и Богоявленского полка 30-й дивизии, погибшим за освобождение Молёбки 14-16 ноября 1918 г.». Видимо, об этой братской могиле говорится в книге о памятниках Пермской области, изданной в 1976 году, где названы расстрелянные белогвардейцами имена некоторых красноармейцев, среди них – Белявский, Василий Крохалев, Василий Рассохин, Андрей Яковлев2. Второе столетие существует в Молёбке кладбище, расположенное на Липовой горе, или Липовке, как её называют ещё местные жители, как раз напротив той знаменитой поляны (она на левом берегу Сылвы), где, как считают уфологи, приземляются «инопланетные корабли». Площадь кладбища точно не определена, захоронения производятся с большими промежутками между могилами. Правда, раньше кладбище было обнесено забором, но он рухнул, деревянные ворота всё ещё стоят, но находятся они в крайне запущенном состоянии и в любой момент могут упасть. На этом кладбище похоронен Куприан Александрович Трапезников (1923-1987), которого некоторые местные острословы окрестили «основоположником уральской уфологии». С его лёгкой руки поляна, на которой находился его покос, стала «межпланетным космодромом». Как с долей юмора рассказывает П.В. Фадеев, человек и не думал попасть в историю, всё получилось случайно. В один год К.А. Трапезников не вывез с левого берега Сылвы скошенное сено, которое к весне оказалось совершенно негодным для кормления скоту, он и сжёг копны, установленные им по кругу, а одна копна находилась в центре поляны. Эти «огненные следы» уфологи и приняли за свидетельство приземления инопланетных кораблей. Дальше – больше. И хозяин покоса подыграл искателям приключений, и местные жители во вкус вошли – легенда о Молёбке разнеслась по всему свету, даже иностранцы не раз приезжали поглазеть на «Молёбскую зону». Конечно, на сельском кладбище находят последний приют в основном рядовые жители села. Например, неподалёку от могилы «основателя уфологии» покоятся Григорий Николаевич (1908-1986) Ионин и Мария Григорьевна Ионина (урожд. Шабанова). На их скромных памятниках-крестах – простые таблички с краткими эпитафиями. На памятнике Г.Н. Ионина написано: «Фронтовик, колхозник, дед», у его жены: «Колхозник, бабушка». И всё! Кратко и понятно. Ясно, что всю жизнь люди трудились и защищали Отечество. Конечно, особый интерес представляют памятники, немногие из тех, что сохранились с начала XX века. Так, нам удалось найти известняковую плиту, на которой с трудом читается текст: «Здесь покоится тело раба божия Николая Матвеевича Ширшова. Сконч. мая 24 дня 1912 года на 70 г. Вечная ему память». Другая находка, представляющая несомненный интерес, – каменный памятник в виде обрубка дерева с такой вот эпитафией: «Здесь покоится прах младенца Валентина Фердинандовича Хальсер[а]. Род. 17/10-1897 г. Умер 5/6-1901 г. Спи, дитя, моё в покое, / Светлые двери вечности / Замкнулись за тобою!». Кто такие Хальсеры, пока установить не удалось. Скорее всего, это какие-нибудь немцы, из тех, что служили, вероятно, на Молёбском металлургическом заводе. Известно, на уральских промышленных предприятиях (и не только на них!) в разные годы работали многие иностранцы. В одном километре от села Молёбка, если двигаться на северо-восток по дороге на мыс (это полуостров, образуемый рекой Молёбкой), в августе 2005 года нам удалось обнаружить (не без помощи А.А. Алексеева) заброшенное староверское (по представлениям местных жителей) кладбище. Как вспоминают местные жители, надгробные плиты с этого кладбища трактором стаскивались с могил и свозились к зданию строящейся школы и укладывались в основание фундамента этого очага просвещения. То, что осталось от погубленного кладбища, практически полностью заросло деревьями и кустарником, могильные плиты покрылись толстым слоем мха. Две плиты, которые оказались вытолкнуты корнями деревьев на поверхность, нам удалось осмотреть. На одной с большим трудом прочитали часть надписи: «Здесь покоится тело умершего Степана [Ев…] […], скончавшегося в 1846 г. декабря […] на 40 г.». Как видно из публикуемого материала, автор не ставил своей задачей дать исчерпывающую информацию по истории и сегодняшнем состоянии кладбищ села Молёбка. Но со всей определённостью очевидно, что полевые исследования на территории молёбских кладбищ неопровержимо доказывают необходимость дальнейших исследований местных кладбищах, в том числе сельских, ибо месторасположение кладбища, характер захоронений, возрастной, половой и социальный состав погребённых на нём людей, тип надгробных памятников и тексты эпитафий могут стать надёжным историческим источником для реконструкции ряда исторических сюжетов и для уточнения ряда деталей научных исследований, не говоря уже о том, что выявление могил выдающихся людей (а они, известно, рождаются, живут и умирают в разных местах) ставят перед потомками вопрос о сохранении места их упокоения и постановке их могил на учёт как памятников истории и культуры. ____________________ 1 См., например: Материалы по Пермской области к Уральской исторической энциклопедии. – Пермь, 1994. – Вып.1. – С. 134; Мялицын И.А. Танки вёл Алексеев. – Пермь, 1978. – С. 6-7; Пермская губерния: от «А» до «Я»: Энцикл. справочник. – Пермь, 2001. – С. 186; Уральская историческая энциклопедия / Изд. 2-е, перераб. и доп. – Екатеринбург, 2000. – С.345; и др. О «Молёбском треугольнике», по свидетельству ряда специалистов, имеется более 300 публикаций в различных изданиях. 2 Памятники истории и культуры Пермской области / Изд. 2-е, перераб. и доп. – Пермь, 1976. – С. 140. ИСТОЧНИК: http://www.voopik.perm.ru/programms/necropolis/necropolis3.html

Ответов - 0



полная версия страницы