Форум » Библиотека » Колбас В.С. Боровское кладбище города Соликамска » Ответить

Колбас В.С. Боровское кладбище города Соликамска

admin: Боровское кладбище города Соликамска В.С.Колбас, председатель Пермского городского отделения ВООПИиК Эта публикация, как и предыдущие статьи о Соликамском городском кладбище1, носит прелиминарный характер. Она преследует цель, во-первых, привлечь внимание историков и краеведов к созданию соликамского некрополя и, во-вторых, опубликовать полевые материалы, собранные в ходе натурного обследования Боровского кладбища в июле 1998 г. Боровское кладбище, бывшее некрополем города-спутника Соликамска города Боровска, после вхождения Боровска в состав Соликамска стало общегородским. К старой части кладбища были прирезаны новые кварталы, и кладбище приобрело характерные для крупных городов большие размеры. Основная масса захоронений относится к 1980-1990-м годам2. Бросается в глаза смешение вероисповеданий, когда на одном памятнике, например, присутствуют и мусульманские, и христианские символы, когда в одном ряду похоронены представители различных религиозных конфессий. Конечно, исторически значимых захоронений и памятников на Боровском кладбище пока мало, но всё-таки ряд объектов заслуживает внимания. Так, необходимо взять на учёт деревянный крест на бетонном основании, с вмонтированной в него металлической плитой. Текст на ней - на латышском, русском и английском языках: «Latvijas republikas pilsoniem - komunistiska terora upuriem. Гражданам Латвийской Республики - жертвам коммунистического террора (1941-1953). Dedicatedto citizens of the republic of Latvia - vietims of communism terror. Latvija. 1995». Помимо латвийского креста можно выделить (на сегодняшний день из того, что удалось выявить) надгробие на могиле Саши Мищенко (1980-1988). Памятник представляет собой мраморный крест, обтянутый металлической скобой, по центру креста, слегка высту-пая, вместо иконы, как это было бы уместно, - барельеф из металла с портретом мальчика. Рядом находится другая могила. На ней установлено надгробие-горка с плитой, на которой выгравировано изображение Богородицы («Умиление») и надпись: «Мищенко Г.Д. 1914-1986». Из памятников, которые выделяются из общей массы, можно назвать лишь памят-ники с изображением коленопреклоненной плакальщицы на могилах Альмы Генриховны Герберсгаген (1920-1986) и Григория Ивановича Мальцева (1914-1991). Это, конечно, не ху-дожественные надгробия, но они смотрятся оригинально на фоне типовых и однообразных памятников Боровского кладбища. На Боровском кладбище выявлены и эпитафии3. В отличие от исторических клад-бищ они менее интересны по содержанию, хотя не приходится сомневаться в искренности чувств людей, потерявших своих близких: 1) «Дорогой маме от дочери и зятя». (Надгробие Марии Филипповны Фатеевой; 1915 - 1984); 2) «Успокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей». (Надгробие Евдокии Георгиевны Пащенко; 1918 - 1998); 3) «Помним, любим, скорбим. От детей». (Надгробие Лидии Николаевны Полякиной; 1941 - 1992); 4) «Вечная память дорогой, родной, любимой мамочке, бабусеньке». (Надгробие Анны Алексеевны Швабской; 1911 - 1990); 5) «Мужу, отцу, дедушке. Спи спокойно, мы тебя помним. От жены, детей, внуков». (Надгробие Виктора Михайловича Ерёмина; 1926 - 1990). Правда, есть и интересные эпитафии. Но встречаются они крайне редко и являются, пожалуй, исключением из правил: 1) «Слова бессильны, горе безмерно. Спи спокойно, Сергей. Ты вечно жив в наших скорбящих и любящих сердцах». (Надгробие Сергея Александровича Срывова; 1961-1988); 2) «Горе не прощено, Горе не мерено, Всё дорогое Навеки потеряно. От жены и детей». (Надгробие Георгия Константиновича Полякина; 1938 - 1989); 3) «Помним и скорбим. Родные и друзья. И мы знаем, что так было всегда, Что судьбою больше любим, Кто живёт по законам другим И кому умирать молодым. В. Цой». (Надгробие Александра Михайловича Балюкова; 1975 - 1993); 4) «Ты ушёл из жизни мгновенно, А боль оставил навсегда». (Надгробие Хачатура Суреновича Саакяна; 1956 - 1996); 5) «Всё в мире тленно. Одна лишь память на века... Жена, брат, дочь, родные». (Надгробие Евгения Владимировича Денисова; 1959 - 1991). Исследовать некрополи, которые имеют многовековую историю (как, например, Александро-Невская лавра в Петербурге, Новодевичье кладбище в Москве или Егошихинское в Перми), несомненно, значительно интереснее, чем изучать современные кладбища. Однако, как показала полевая практика, современные некрополи для историка представляют не меньший интерес, они позволяют не только зафиксировать места захоронений замечательных деятелей края, сохранить эпитафии как памятники особого литературного жанра, надгробия как произведения искусства, но, что не менее важно, изучение современных некрополей позволяет понять и миропонимание, и эстетические пристрастия, и обычаи людей нашего времени. Следовательно, работы по изучению Боровского, равно как и других кладбищ Соликамска, необходимо продолжить. ПРИМЕЧАНИЯ 1 См.: Колбас В.С. Соликамское городское кладбище как памятник истории и культуры // Соликамский ежегодник - 95: [Сб.] - Соликамск, 1996. - С.68-72; он же. Соликамское городское кладбище как памятник истории и культуры // Вестник «Анонс» (Соликамск). - 1997. - 13 января. - С.6-7. 2 Боровское кладбище является действующим по настоящее время. 3 Знаки препинания в публикуемых эпитафиях расставлены мною. - Авт. ИСТОЧНИК: http://www.voopik.perm.ru/programms/necropolis/necropolis2.html

Ответов - 0



полная версия страницы