Форум » Библиотека » Бординских Г.А. "Тайны истории Перми Великой" (Соликамск, 1994) » Ответить

Бординских Г.А. "Тайны истории Перми Великой" (Соликамск, 1994)

admin: Рассказ четырнадцатый. ЛЕГЕНДЫ О ПОЛЮДЕ Далеко окрест виден камень Полюд. Как величественный памятник возносится он над тайгой. Это достопримечательность Чердынского пейзажа. Гера своими очертаниями напоминает пьедестал всемирно известного памятника Петру Первому в Санкт-Петербурге, С вершины горы хорошо видны Чердынь, Покча, Вильгорт. В ясную погоду можно увидеть даже Кондратьеву Слободу в устье Вишеры. О Полюдовом камне сложено много легенд и преданий. Пожалуй, наиболее известная повествует о том, что на вершине горы стояла застава, оберегающая Чердынь от внезапных нападений неприятеля. По одному из вариантов, во главе заставы был богатырь Полюд. Предупреждая об опасности, он разводил большой костёр на вершине камня. За время, пока неприятель сплавлялся по Вишере, а потом поднимался вверх по Колве, в Чердыни уже все было готово к обороне от врагов. Иногда просто рассказывают, что в давние-давние времена, когда страна, расположенная в междуречьи Камы и Вишеры, носила имя Перми Великой, на Полюдовом камне жил великан Полюд, а напротив за Вишерой, на горе Помянённый камень жил великан Пеля. Великаны-богатыри несли дозорную службу на рубежах Перми Великой, которые проходили как раз по этим горам. Они первыми встречали набеги вражеских племён, приходивших в то время по Вишере из-за Урала. И вот однажды с Сибирской стороны по Вишере пришла несметная орда. Бьются с ней богатыри день, бьются другой, третий... Мечут во врагов с горных вершин громадные камни, каждый величиной с добрую избу. Эти камни до сих пор по берегам Вишеры валяются. Но не убывает вражья сила. Рассердился тогда Полюд, топнул, что было мочи, по горе ногой. И сегодня ещё виден след от богатырской ступни на вершине камня, длиною он семь четвертей. Земля от удара затряслась, лес повалился, Вишера разбушевалась, из берегов вышла... Вражеское войско бросилось наутёк. Но не тут-то было! Кого деревьями придавило, кто в разбушевавшейся реке утонул. Если же кто и ушёл, тот навеки заказал своим внукам и правнукам ходить войною на Пермскую землю. После этого Полюд, поскольку делать ему больше нечего стало, ушёл "в гору", в пещеру, что была в его горе, и заснул там богатырским сном. И спит, как гласит легенда, до сих пор. Н.П.Белдыцкий в рассказе "Очерки Вишерского края" опубликовал такую легенду. Я помещаю только её начало: "Вишерская сага гласит следующее: давно, при старых царях, краем владел чудской народ, который не имел жилищ, и жил в пещерах. Потом появились русские и у них началась жестокая борьба с чудью. Но чуди было много, а русских мало. На помощь русским пришли богатыри. В памяти вишерцев остались имена двух богатырей – Полюда и Пели. Каждый из них жил одиноко, первый обитал на камне того же имени - Полюд, а другой на Кваркуше, а по другим версиям на Колчимском... Но вот начали переводиться на русской земле богатыри, отошла им пора и на Вишере (по-вогульски Пассер-я). Вошли вишерские богатыри в свои камни со своими сокровищами. Тогда же прекратился рост камней и остались они такими, какими их можно видеть теперь". Есть ещё одна легенда, совершенно не похожая на остальные. Она рассказывает, что некогда жили в этом краю два богатыря Полюд и Ветлан и красивая девушка но имени Вишера. Оба богатыря полюбили её и стали спорить, кому же Вишера должна стать женой. Спор постепенно перешёл в борьбу. Начали богатыри бросать друг в друга громадные камни. Чтобы успокоить богатырей, бросилась Вишера между ними и превратилась в чистую, быструю реку. Богатыри, увидев это, окаменели с горя. Так с тех пор и стоят по разным берегам Вишеры два камня Полюд и Ветлан. Долгое время на это предание исследователи не обращали особого внимания. Лишь в начале 50-х гг., когда били опубликованы несколько новых русских летописей, В.А.Оборин обратил внимание, что под 1208 годом среди жителей Новгорода упоминается Полюд, который отличался от прочих силой и сноровкой. Тогда же Владимир Антонович высказал предположение, что богатырь Полюд народных преданий с Вишеры может быть имеет какое-то отношение к летописному Полюду из Новгорода. Несколько позже эта гипотеза была развита географом Г.Вылежневым. Он писал, что слово "Полюдов" является типичным притяжательным прилагательным русского языка, отвечающим на вопрос "чей"? Чей камень? – Полюдов, или, как бы мы нынче сказали, Камень Полюда. Географическое название могло возникнуть лишь от личного имени: Полюд. Этой гипотезе, основанной только на совпадении имён, мне удалось найти другие подтверждения. В газете "Звезда" от 28 июня 1928(!) года, когда упомянутой гипотезы ещё не существовало, была опубликована небольшая статья «Г-н Полюд-богатырь» (Заметки экскурсанта). Здесь помещаю её полностью: «Давно это было, - рассказывал хозяин, - когда на земле не перевелись богатыри старорусские. Был в новгородском посаде Полюд-богатырь, силы несусветной. Жена у Полюда была раскрасавица. Конь Аргамак у него был мощный. Только раз вернулся Полюд из похода, а жена его уже не встретила, отошла она во сыру землю. Сел Полюд снова на коня и поехал куда глаза глядят. Долго ехал он, путь прямой держал, всё на север он поворачивал и приехал в земли горные. Выбрал гору он, что у Вишеры, взял всё жительство себе в гору. Только скоро стал похваляться Полюд своей силой: «Если бы, - молвил он, - в небе кольцо мне ввернуть, притянул бы небо ясное к горе своей». И лишь только Полюд так вымолвил, как сделался он сразу каменным и конь его тоже гранитным стал». Не менее интересные сведения удалось мне обнаружить среди дел Общества изучения Чердынского края. В небольшой тетради оказались и легенды о происхождении названия р.Чудовки. Она берёт начало недалеко от камня Полюд и впадает в Колву напротив Чердыни. Одна легенда рассказывала, что название происходит от народа "чудь", который здесь когда-то жил. Другая записана так: "Жил на берегу речки старик охотник, и с той стороны, где теперь стоит с.Оралово, часто ему слышалось и "чудилось" пение петуха. Приходили к нему охотники и говорили, что там скоро будет село или деревня. И в самом деле вскоре там возникло село и назвали его Оралово, а речку Чудовка, от слова "чудить". Третий же вариант повествовал, что пришли сюда жить новгородцы, и речке дали такое название в память о Чудовке, протекающей у них на родине, а Камень назвали Полюд в честь новгородца по имени Полюд. И здесь, как мы видим, оба предания связывают название горы с именем новгородца Полюда. Не слишком ли много совпадений? Летопись упоминает новгородца Полюда, заметного своей силой. Народные предания, записанные раньше публикации летописи, также связывают название горы с именем новгородца. Причём характеристика Полюда в преданиях аналогична летописной. Кроме того, у камня Полюд берет начало р.Чудовка, такое же название имеет одна из рек Новгородской Земли. Стоит гора Полюд на Вишере, и такое же название носит река невдалеке от Новгорода. А есть ли другие доказательства, кроме преданий, топонимики? Может быть, здесь чем-то может помочь археология? Я просмотрел много литературы, изучил археологические коллекции Чердынского музея. Выяснилось, что около Полюдова камня однажды был найден предмет пермского звериного стиля. Но эта находка что-либо подтвердить или, наоборот, опровергнуть не может. Ну, а если всё-таки предположить, что Полюд жил здесь на Вишере, то значит, он основал русское поселение на сто с лишним лет раньше, чем построил свой городок Анфал Никитин. Может быть, кто-то и разрешит спор: кто же в Прикамье основал первое русское поселение? Богатырь Полюд из новгородского посада или же Анфал Никитин, новгородский воевода.

Ответов - 4

admin: Рассказ тринадцатый. СОКРОВИЩА ЕРМАКА История полна загадок, тайн, неразрешимых парадоксов. К одной из жгучих, интереснейших тайн относятся события Ермаковой экспедиции в Западную Сибирь. Имя легендарного казачьего атамана известно, кажется, всем и каждому. Но вот обстоятельства его похода, его подвиг скрыты покровом тайны даже от профессионального взгляда историков и отнесены уже ими в разряд "вечных проблем". Много здесь споров: когда точно, в каком году, сколько точно отплыло казаков с Ермаком в Сибирь; как шли; зимовали ли по дороге, а если зимовали, то – где; в чём секрет победы Ермака над Кучумом; кто же всё-таки отправил казаков в Сибирь: царь или Строгановы? И таких вопросов наберётся, пожалуй, тысяча и ещё один. Столько же существует гипотез, версий, догадок. Естественно, здесь не удастся коснуться всех перечисленных проблем. Поговорим лишь о тайне сокровищ Ермака. В последнее время появилась целая серия публикаций на эту тему. Самой подробной, пожалуй, является статья Евгения Марина, опубликованная вначале в третьем номере газеты "Примета" за 1991 г., а затем в том же году в пятидесятом номере газеты "Наука Урала". Статью привожу со значительными сокращениями. Е.Марин пишет, что когда "Ермак уходил в поход на восток, он вынужден был избавиться от лишнего груза, приобретённого на р.Волге. Так появилась легенда о двадцати бочонках серебра, спрятанных Ермаком то ли в одном из пойменных озёр Яйвы, то ли в потаённых прибрежных пещерах. В те далёкие времена это был глухой, почти нехоженный край. В нижнем течении реки, на заболоченных участках поймы сверкали зеркалами озёра, скрытые от постороннего взгляда стеной вековой тайги. В верховьях же ближе к горам, там, где река прорезает скальные массивы, имелось и имеется немало скрытых пещер, местонахождение которых до сих пор остаётся неизвестным. Словом, было предостаточно мест, где можно было спрятать не только двадцать бочонков серебра. Ермак в Сибири погиб. Наверняка, погибли и его соратники, которые принимали участие в захоронении клада. Сокровища оказались погребёнными навечно. Если предположить, что сокровища спрятаны в каком-либо озере, то в данном случае поиски их весьма затруднительны из-за илистого дна озёр. К тому же в этих местах немало так называемых "многоэтажных" озёр, в которых слой воды сменяется слоем плавающего торфа. Есть, впрочем, и другая версия. Находясь на службе у Строгановых, Ермак, возможно, поднимался вверх по р.Яйве до камня Соколиного, а может быть и дальше. Здесь у неприступных скал по легенде он устроил потаённый клад. Левый берег Яйвы образует в этом месте вертикальную стену внушительных размеров. На этой стене снизу от реки можно увидеть две чёрные зияющие дыры – это входы в пещеры. Подходов к ним нет, добраться туда можно лишь сверху, спускаясь вниз по верёвке. В конце 50-х гг. группа местных альпинистов из г.Березники провела обследование этих пещер, но ничего существенного там не обнаружила. Но был ли там клад? Если был, то он давно мог стать добычей другого атамана. В 1594 году на этих скалах обосновался атаман Сокол со своей разбойной ватагой. Ранее этот атаман был сподвижником небезызвестного Ивана Кольцо. Отсюда ватага Сокола совершала нападения на купцов, следующих по торговому пути из Соликамска в Верхотурье. В 1595 году соликамский воевода совместно с верхотурским направили сюда своих ратных людей. (Е.Марин здесь явно ошибается: первый воевода в Соликамске появился в 1613 году. То же можно сказать про Верхотурье – город, который был заложен в 1597 голу. Тогда же официально был и открыт путь между этими городами. Поэтому описываемые события происходили позже, в начале XVII века. Или же ратных людей направлял чердынский воевода. – Г.Б.). Атаман Сокол с ватагой бежал на Кану и обосновался на месте, где сейчас стоит с.Таман. В ту пору это село называлось Атаманским. Здесь он продолжал свою разбойную деятельность, грабил проходящие суда на Каме. Впрочем, долго не удержался – ратные люди Строгановых выгнали его и отсюда. Куда делся потом атаман - история умалчивает. Где прятал атаман Сокол награбленное добро, до сих пор остаётся тайной. Река Яйва с протоками – это своеобразный карстовый регион на северо-западном Урале. О некоторых его проявлениях в виде различных пустот, промытых водой, мы имеем определённую информацию, но, наверняка, большая часть пустот скрыта от людского взгляда. Вполне возможно, что атаман Сокол прятал награбленные ценности в одной из таких пещер. И клад лежит нетронутым до сих пор. Карстовые пещеры бассейна реки Яйвы таят в себе немало тайн и загадок. Наглядный пример тому одна из пещер, расположенная на левом берегу р.Берёзовой, притоке р.Чаньвы. Странно то, что до 1962 года на эту пещеру никто не обращал внимания, пока туда не забрались школьники из п.Скопкартная и не обнаружили внутри уникальное захоронение пещерного медведя". В начале 60-х гг., как пишет Е.Марин, он услышал от местного жителя весьма проблематичную историю: "В одном из таёжних посёлков в 30-е гг. жил старик, которому было известно о существовании пещеры, где хранились различные изделия из серебра, золота и драгоценных камней. Старик не был жаден – он брал оттуда небольшие вещички и сдавал в магазины "торгсин" в обмен на продукты и промтовары. А когда заболел и не смог самостоятельно передвигаться, тогда поведал тайну своему близкому приятелю. Но показать вход в пещеру он уже не смог. Единственная цепочка, ведущая к "пещере сокровищ" оборвалась". Если в публикации Е.Марина о сокровищах Ермака пишется как о народном предании, то в 13-м номере газеты "Профсоюзный курьер" за 1991 год об этих сокровищах говорится как о вполне реально существующих. Статья называется "К сокровищам Ермака" и помещена в рубрике "Сенсация месяца". В ней излагается буквально следующее: "Первые из сокровищ Ермака "выплыли" в августе 1990 года, когда в магазин "Аметист" в лом было сдано уникальное кольцо XVI века. Экспертиза установила, что кольцо представляет собой художественную ценность, сопоставимую разве что с экспонатами Оружейной палаты Кремля. Нашли незадачливого сдатчика. Им оказался бомж, некто Лукьянов, который сказал, что нашёл кольцо, впрочем как и другие предметы, которые были найдены на его постоянном месте пребывания по ул.Луначарского. Там нашли: два серебряных блюда, золотые фигурки зверей – 20 шт., множество перстней с различными камнями, а также золотые и серебряные безделушки. Все изделия представляют собой большую историческую ценность и относятся к ХV-ХVI векам. Все это богатство было найдено Лукьяновым недалеко от места, где Вишера впадает в Каму». Дальнейший текст статьи я опускай ввиду большого числа содержащихся в нём несоответствий. Эта статья мне представляется или газетной уткой, или первоапрельской шуткой. Легенды об Ермаке в нашем крае связаны не только с сокровищами. В 1928 году в третьем выпуске сборника "Чердынский край" опубликована заметка Г.Вологдина "Из жизни общества изучения Чердынского края". В ней кратко перечислены новые краеведческие материалы, предметы, сведения, в том числе и коротенькие строчки сообщений, поступивших от проживающих внутри района членов общества: "о городище и роднике, называемом "Ермаков родник", по Берёзовой, где, по преданию, проходила дорога в Сибирь на р.Лозьву и что по этой дороге проходил к Ермаку Иван Кольцо". Не могу сейчас сказать, насколько достоверно сообщение о дороге у Ермакова родника, но то, что городка Ермака на берегу Вишеры не могло быть, по крайней мере, у меня сомнений не вызывает. Что же касаемо сокровищ, с чего мы с Вами и начали разговор, очень уж трудно отказался от мысли, что их нет и не было. Но ни одним сколько-нибудь достоверным фактом мы не располагаем. Из книги Геннадия Александровича Бординских "Тайны истории Перми Великой" (Соликамск, 1994).

Maggy: Очень интересно и поэтично!

admin: Геннадий Александрович сам по себе - очень интересная книга!


admin: Дошли ручонки и до книги уважаемого Геннадия Александровича "Тайны истории Перми Великой". Оцифровал, выкладываю. Грустно то, что оригинал не блещет качеством, ну да ладно. Буду радоваться тому, что есть. Вот - Бординских Г.А. Тайны истории Перми Великой. - Соликамск, 1994.



полная версия страницы