Форум » Библиотека » Мишланова Л.В. Фотолетописец Загуляев » Ответить

Мишланова Л.В. Фотолетописец Загуляев

admin: Лидия Мишланова Фотолетописец Загуляев 1919 год. Гражданская война. Воткинск. В город входят белые. Красные отступают, и вместе с ними должен уйти молодой начальник почтово-телеграфной станции. Он идет домой проститься, повидать маленького, нескольких месяцев отроду, сына. На дамбе его настигает пуля. Этот человек — отец Евгения Николаевича, Николай Макарович Загуляев. Мать с сыном после трагедии остаются жить у родителей мужа. Самым авторитетным и наиболее близким человеком, родной душой для мальчика становится дед Макар. У него золотые руки и толковая голова. «Не было дела, которого он не умел», — говорил Евгений Николаевич. Дед немногословен, но его слова западают в душу и помнятся всю жизнь. Так однажды он обмолвился, что их предками были поморы, пришедшие на Каму в далекие времена. И до конца жизни Евгений Николаевич ощущал себя потомком сильных, гордых и сдержанных северных людей. От матери же, Анны Павловны, дочери нердвинского священника, по первой профессии учительницы, ему передались впечатлительность, душевная нежность и внешнее обаяние. Вот из таких качеств был соткан Евгений Николаевич. Многие люди, хорошо знавшие его, утверждают, что он был во всех отношениях красивым человеком. Не потому ли у него было очень много друзей. Случайность Когда мальчику было восемь лет, Анна Павловна вышла замуж за брата мужа Петра Макаровича Загуляева. Так дядя стал отчимом. В 1929 году вся семья собралась в Перми, приобретя дом и сад на улице ныне Красноармейской. Петр Макарович стал одним из руководителей производства на моторостроительном заводе. В апреле 1935 года нарком С. Орджоникидзе премировал семерых лучших заводчан легковыми автомобилями, среди них был и П.М. Загуляев. Казалось, шло к тому, чтобы и Евгений со временем стал инженером. Но сложилось иначе. У деда на чердаке мальчик нашел старый сломанный фотоаппарат, заинтересовавшись, разобрал его. Позже, поняв принцип действия, сам принялся мастерить фотоаппарат. «Магия светописи заколдовала меня еще в школьные годы, когда самодельным ящичным аппаратом я получил свои первые снимки. Это было чудо. И оно осталось на всю жизнь». Однако фотожурналистом он тоже стал случайно. До войны и все годы войны работал на оборонных заводах. В 1945 году был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» После сельхозинститута трудился в областном управлении сельского хозяйства. «Был чиновником, — вспоминал он, — бумажки перебирал». В командировки ездил с фотоаппаратом, получались хорошие снимки, которые использовались и начальством, и в газетах. И однажды, это было в 1953 году, редактор пермской областной газеты «Звезда» К.В. Латохин сказал: «Переходи-ка ты к нам в редакцию». Так началась для Евгения Загуляева журналистская жизнь. Школа «Звезды» Изредка помещать в газете снимки — легкое и приятное занятие. Быть профессиональным фотожурналистом — значит полностью принадлежать газете, уметь работать по заданию, выполнять трудновыполнимое. И в то же время — обыденное, каждодневное дело. В «Звезде» Загуляев работал с хорошими старыми фоторепортерами М.П. Поповым, И.Н. Шемякиным и, конечно, учился у них. Но правда и то, что с ним в пермскую фотожурналистику вошла интеллигентность, а также отличавшие его предельная собранность и мобильность. Например, в июле 1953 года из 63 снимков, опубликованных в «Звезде», 45 — Е.Н. Загуляева. 8 июля — сталевар М. Колобов наблюдает за ходом плавки, это в Лысьве. А 9 июля — комбайнер Ординской МТС К.И. Мелькова снята за сборкой мотора. 12 июля — на снимках здания в г. Чусовом. И 12-го же — фоторепортаж «На берегу Вильвы» — о пионерском лагере детей Гремячинска. Будто бы истина: в погоне за количеством страдает качество. Совсем не так у Загуляева. Он работает, можно сказать, бегом: без конца ездит, ходит, снимает, проявляет, печатает... И — мастерство его растет! Он прежде других — на строительстве Камской ГЭС, на шахтах Кизела, на возведении жилых домов в Березниках и Перми, на встрече с китайской делегацией, едущей на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Бухарест, на литературном утреннике, где выступают поэтесса Е.Ф. Трутнева и молодой писатель Л.И. Давыдычев. Он умеет находить интересное: то снимает колоритную фигуру колхозного пчеловода, то женщину-овощевода, впервые выращивающую в условиях Чернушинского района арбузы. Диапазон тем постоянно расширяется. Скажем словами и самого Евгения Николаевича, опубликованными вместе с его снимками 25 декабря 1993 года: «Мне исполняется 75. Сегодня здесь, в редакции газеты «Звезда», я развешу свои самые любимые фотографии. Это символично для меня: именно в этой газете я начал работу профессионального фотожурналиста. Интересное было время — начало 50-х. Страна поднималась после тяжелейшей войны. Все было в движении — огромные стройки калийных комбинатов, гидроэлектростанций, заводов, жилых домов, Дворцов культуры». И далее: «Я горжусь тем, что есть и моя доля участия в создании летописи Страны, Урала». ЗРЕЛОСТЬ К концу 50-х годов Е.Н. Загуляев ощущает себя уже достаточно опытным в фотожурналистике. И в глазах коллег он — наиболее современный, наиболее знающий, именно ему можно доверить обучение молодых. В январе 1958 года в Перми открылся Дом журналиста, и одной из первых творческих секций здесь стала фотосекция, которой руководил Загуляев. У него учились талантливые Эдуард Котляков, Юрий Силин и многие другие. Появились первые фотовыставки. В 1959 году Е.Н. Загуляев переходит работать в Фотохронику ТАСС. И ровно 30 лет он — фотокорреспондент по обширному региону — Пермской, Кировской областям и Удмуртии. При этом живет по-прежнему в Перми и, естественно, больше всего фоторабот в эти десятилетия посвещаны нашему краю. Не будет преувеличением сказать, что все, сколько-нибудь значительные события, происходившие на Западном Урале, запечатлены им на пленке и остались в его богатейшем архиве, который активно используется и сейчас, когда уже нет самого автора. Его дело продолжает сын, известный фотокорреспондент «Звезды» Михаил Евгеньевич Загуляев, фотожурналистикой занимается и старший внук Евгений. Многие работы Евгения Николаевича остались в архивах редакций. А историки, краеведы и другие исследователи могут воспользоваться личным фотофондом Загуляева в ГАПО и фотоколлекциями ряда газет, которые хранятся в Государственном архиве новейшей истории Пермской области. Е.Н. Загуляев известен как большой мастер черно-белой фотографии. Это не значит, что он не владел цветным фото. Но Евгений Николаевич не соблазнился возможностями цветной фотографии. Он считал, что большей выразительности можно добиться, совершенствуясь в создании черно-белых снимков. Контраст, светотени, геометричность форм — все это было ему больше по душе, нежели соотношение различных цветов. Он считал, что цветное фото — это как бы подражание живописи, а черно-белое фотоискусство самостоятельно. Особой главой в его творчестве стала фотогалерея ярких личностей, внесших заметный вклад в экономическую и культурную жизнь нашего края в 50-90-е годы. Это портреты известных профессоров медицины П.А. Ясницкого, П.И. Чистякова, журналистов Б.Н. Назаровского, С.М. Гинца, поэтов А.Л. Матросова, В.И. Радкевича, Героев Социалистического Труда А.И. Павликова, Л.В. Улитиной, артистов Л.В. Мосоловой, К.К. Кудряшевой, искусствоведа А.Г. Будриной, краеведов С.Ф. Николаева, М.Н. Луканина и многих, многих других. В последние годы жизни Евгений Николаевич приобщился к краеведению и незаметно для себя увлекся им. Стал реставрировать старые архивные снимки, искать и собирать виды Перми прошлого века, портреты пермских деятелей. Мне, как и некоторым другим журналистам-краеведам, посчастливилось работать с ним в эту пору. Его снимки украшали и дополняли наши краеведческие публикации в газетах «Звезда», «Вечерняя Пермь», журнале «Уральский следопыт». Мы бесконечно благодарны ему за это. В нем был талант поворачивать к себе людей самыми лучшими их сторонами, вызывать в них самые красивые и добрые чувства. Е.Н. Загуляева не стало на 79-м году жизни, он умер в ночь на 30 мая 1997 года. Днем 29 мая он еще фотографировал... "Уральский следопыт", №3-6, 1999 г. ИСТОЧНИК: http://www.uralstalker.com/jornal/1999/03-06/arh26.php

Ответов - 0



полная версия страницы