Форум » Библиотека » Мишланова Л.В. Молодые да ранние » Ответить

Мишланова Л.В. Молодые да ранние

admin: Молодые да ранние В «Молодую гвардию» 60-х годов, пока она помещалась в полуподвале на улице Карла Маркса, 13, кто только не заходил - по делу, по пути, просто пообщаться, как в клуб. Помню, седовласый поэт Борис Михайлов, знакомясь с новым сотрудником, доверительно сообщал: «А вашего редактора я знал еще таки-и-м», - и показывал рукой в метре от пола. Теперь пришла наша очередь вспоминать и рассказывать. Ведь некоторых из тех, кто стал потом известным писателем или поэтом, мы знали еще кого мальчиком, кого - юношей, кого - молодым человеком. Приз, не врученный Евгению Филенко В 1964 году Жене Филенко было десять лет, и он еще не окончил начальную школу. Но уже тогда писал фантастические рассказы и, говорили, приступил к роману. А при «Молодой гвардии» с 1962 года действовала пионерская редколлегия, выпустившая несколько номеров газеты в газете - «Искорка». И вот кто-то из ребят постарше принес Женины рассказы, а потом привел и автора - маленького серьезного мальчика. Рассказы нам понравились, мальчик удивил рано проявившимся талантом. Что-то из его творений было напечатано, и даже не в «Искорке», а в самой «Молодой гвардии». Пришла бабушка - поинтересоваться, куда это ходит ее внук. Я его похвалила, но сказала: «Что-то он у вас бледненький». Бабушка согласилась: «Не гуляет вовсе. Все сидит и сидит, читает или пишет». - «А вы его выгоняйте на улицу почаще», - посоветовала я. - «Я уж и так выгоняю, а он обойдет вокруг дома и снова сидит, пишет». Вот стали на редколлегии обсуждать, как поощрить десятилетнего мальчика за интересную публикацию. Я рассказала о разговоре с бабушкой, и решили мы купить ему футбольный мяч, чтобы играл во дворе с ребятами. Купили хороший, кожаный. Он лежал у меня в кабинете на видном месте, а Женя почему-то очень долго не появлялся в редакции. Кто-то из молодых моих коллег не выдержал: «Дай поиграть!». И стали журналисты, вчерашние мальчишки, гонять мяч по коридору и большой комнате, где сидели машинистки. День играют, два играют, то одни, то другие, забрать мяч нет никакой возможности. В общем, «заиграли». Спохватилась я однажды, приехав из командировки, а мяча-то нет! Так и пропал. Спросить было не с кого: в «Молодую гвардию» кто только не заходил! Спустя сорок и три года (!) читаю то в газете, то в сборнике о Евгении Филенко, члене Союза писателей России, авторе многих романов в жанре фантастики. Вот сообщают, что за десятую его книгу - «Бумеранг на один бросок» - Борис Стругацкий, патриарх этого жанра, присудил ему международный приз «Бронзовая улитка»! Читаю и вспоминаю красивый кожаный мяч - самый первый приз, предназначенный Евгению Филенко. Предназначенный, да неврученный... А он про этот приз, по-моему, так ничего и не знает. Анатолий Королев и Пабло Пикассо Случилось это в 1963 году, когда Толе Королеву, теперешнему известному писателю, было 17 лет. Он, десятиклассник, жил тогда очень активно: интересуясь искусством, занимался в кружке при Пермской художественной галерее, стремясь писать и печататься, приходил к нам в «Молодую гвардию». И вот однажды он принес небольшую заметку о том, что в нашей художественной галерее открылась выставка работ раннего Пикассо. Это действительно было событие по тем временам. Пабло Пикассо к тому моменту мы знали как автора «Голубя мира», «Девочки на шаре», лауреата Международной премии мира и Международной Ленинской премии. И я, без всяких сомнений, подготовила заметку к печати. Ее опубликовали. Через несколько дней вызывает меня редактор Борис Брюшинин: «Пойдешь в обком партии, там тебе всыпят за Пикассо». - «За что?! Почему?!» - «Все узнаешь на месте». Оказывается, в обкоме в тот день проходило совещание творческой интеллигенции. В докладе «Молодую гвардию», где только недавно сменился редактор, ничем не попрекнули, но я продолжаю сидеть в тревожном ожидании. И вот выступает новый директор Пермской художественной галереи В. И. Киселев, молодой, вальяжный, по слухам, хорошо образованный и знающий себе цену человек. Среди прочего он говорит о том, что в галерее продолжает работать выставка произведений раннего Пабло Пикассо, что хорошо подготовленные искусствоведы способны «с правильных идеологических позиций» разъяснить зрителям особенности этого периода в творчестве художника, и они это делают. А вот газета «Молодая гвардия» поместила заметку какого-то Королева, который в восторженных тонах преподносит юным читателям по сути формалистические творения раннего Пикассо, отдавшего в молодые годы дань кубизму, сюрреализму и т. д. и т. п. И это явный идеологический просчет со стороны газеты «Молодая гвардия». Я сижу, мало кому известная, никто пальцем на меня не показывает, но лицо и уши мои горят и даже пылают. Тогда, однако, показалось (и сейчас я думаю так же), что Киселев затеял этот выпад намеренно, чтобы отвести от галереи, то есть от себя, возможную критику за организацию такой выставки в Перми. Он, наверное, рисковал, привезя в начале 60-х годов раннего Пикассо в провинцию. Но нас-то он здорово подставил! К счастью, оргвыводов не последовало. Вряд ли кто из нашего начальства разбирался тогда в тонкостях творчества Пикассо. А может, посчитали, что веского слова компетентного директора галереи вполне достаточно? Узнал ли Толя Королев о повышенном внимании к его маленькой заметке - не помню. Он окончил школу, затем университет и позже сам работал журналистом «Молодой гвардии». С годами стал модным московским писателем. Романист, эссеист, философ - солидный, известный человек! А мне вспомнился юный и восторженный, так сказать, ранний Анатолий Королев. Гость Перми Николай Беляев Иногда к нам в «Молодую гвардию» захаживали поэты, приехавшие издалека. Так заглянул однажды крупный на вид молодой человек в грубом, брезентовом плаще, старомодной шляпе, в сапогах. «Коля Беляев», - представлялся он каждому из нас, протягивая широкую ладонь. Оказался он нефтяником из Татарии, командированным на местные промыслы. Потом он приезжал еще и еще. И как-то раз в Перми с ним приключилась такая история. Вдруг брызнул при солнце, а потом и сильно припустил летний дождь, и девчонка-студентка, взяв босоножки в руку, зашлепала по лужам босиком, а увидевший это Коля Беляев неожиданно для самого себя, будто кто-то вел его на веревочке, пошел следом за ней. Через несколько кварталов девушка открыла калитку, вошла в палисадник и стала играть с огромным псом. При этом она смеялась и лукаво поглядывала на Колю. Потом она ушла в дом и уже больше не появлялась. А Коля как стоял посреди тротуара, так и остался стоять. И дождь давно прошел, и смеркаться уже начало, в окнах домов огни зажглись. А он все не двигался. Завороженно смотрел на огни, и душа его была переполнена прекрасными чувствами, и сами собой слагались в поэму - он знал, что это будет поэма, - первые, только что родившиеся строчки. Коля ничего вокруг не видел, не замечал, а между тем долго наблюдавший за ним пенсионер наконец не выдержал и дал знать председателю домового комитета, что в течение двух часов возле их подъезда стоит подозрительный тип и что-то высматривает. Общественники сообщили об этом участковому. Коля очнулся только тогда, когда милиционер тронул его за рукав и сказал: «Пройдемте, гражданин!» Коля немножко посопротивлялся, потом махнул рукой и пошел, сопровождаемый милиционером и тремя бдительными пенсионерами. В этот момент ему показалось, что в окне дома за палисадником дрогнула занавеска, он будто бы видел даже быстрый взгляд и внутренне ощутил себя храбрым рыцарем, готовым на все. Но в отделении милиции буднично проверили его документы, сделали внушение и отпустили с миром. Когда он вышел на улицу, уже стемнело, зажглись фонари. Коля попытался вернуть себя в чудное, так неожиданно посетившее его состояние, и, вспоминая строки будущей поэмы, побрел в гостиницу «Урал». Возле мединститута, где он впервые увидел девушку, Коля остановился, вынул из кармана карандаш - он оказался красным - и приблизился к стене. Там была неглубокая ниша, и именно в ней он написал: «Пусть вечно вам снятся грибные дождики, солнечные, как детские песенки». Утром, направляясь в «Молодую гвардию», он увидел, как дворник, чертыхаясь, замазывал желтой краской его каракули. «Чего, дед, делаешь?» - спросил его Коля. «Да вот ходють тут всякие, пачкають», - ответил с досадой тот. Про Колю слышала потом, что учился он на Высших литературных курсах в Москве, стал членом Союза писателей, автором нескольких поэтических книг. А начало той, первой его поэмы напечатала наша «Молодая гвардия». Лидия МИШЛАНОВА (Публикация от 19.01.2008 №88) Источник: http://gzc.perm.ru/clauses/details/423/

Ответов - 0



полная версия страницы